Ребенок сидит за компьютером. Что думают об этом родители?

news-image-detail

Ребенок сидит за компьютером. Что думают об этом родители?

2017-07-27 05:58:00

Раньше, когда компьютеров не было, дети делились на домашних и дворовых. Домашние имели строгое расписание, ходили «на музыку и спорт», словом, были подконтрольными. Дворовые шатались сами по себе, забредали на стройки, могли покалечиться, цеплялись к товарным составам покататься, что тоже заканчивалось подчас трагически.

Сейчас почти все дети больших и малых городов (напомним, что в городах живет три четверти российского населения) сидят дома у экранов компьютеров и смартфонов. От воздействия улицы дети защищены, но детский мир не стал от этого безопасней, опасность подстерегает их дома в виртуальной внешней среде. Об опасностях скажем чуть позже.

Компьютер приносит пользу

Компьютеры – это наша жизнь. Молодежь не застала жизни без компьютеров и не представляет, как может быть иначе. А в последнее время вариантов экранов стало больше: планшеты, смартфоны, даже часы. Компьютер роднит ребенка с цифровыми устройствами, которыми наполнен современный мир. В этом много полезного: обучающие, логические, графические игры развивают логику, внимательность, тренируют память.

Но вреда все же боль

Здоровье – это первое, о чем беспокоятся родители. О вреде физическому здоровью мы уже говорили, и родители это знают. Но это телесные недуги. О том, как действует компьютер на психику ребенка, родители не задумываются. Как считает английский психолог Сьюзан Гринфильд, мозг, сознание, личность ребенка, пребывающего в виртуальной реальности, развиваются совершенно иначе, чем у сверстников в реальной действительности.

В реальной жизни, в общении, в играх, ребенок понимает, что всякое его действие имеет последствие. Дернул лапу плюшевого медвежонка – она оторвалась. Значит, надо чинить. Рассыпал игрушечных солдатиков – надо смотреть, все ли целы, а если обнаружится поломка, надо склеить.

В виртуальном мире все не так. Всегда можно сделать шаг назад, перезагрузиться, выйти без потерь из любой ситуации. Мальчики школьного возраста признаются, что им легче пригласить девочку на свидание через смс.

Так проще. Можно подумать, что написать, исправить и еще раз подумать, перед тем как отправить приглашение. Ведь общение происходит не лицом к лицу, а через экран.

Так компьютер воспитывает ребенка: он привыкает к безнаказанности, у него не развиваются социальные навыки реагирования в реальной жизни, живое общение затруднено. Надо вовремя распознать эту опасность.

Компьютерная зависимость не имеет внешних проявлений как зависимость от алкоголя или наркотиков. Изменение сознания может происходить незаметно для взрослых, загруженных своими заботами.

Если ваш ребенок не сопереживает близким, друзьям, ни о ком и ни о чем не заботится, односложно отвечает на вопросы, но при этом часами сидит за компьютером, то, возможно, у него развивается компьютерная зависимость.

«Важно понять, почему компьютеры так “затягивают”, – говорит Сьюзан Гринфилд, – сейчас дети в возрасте 10-11 лет проводят с семьей около 1300 часов в год, а перед экранами компьютеров – 2000 часов. Это пугающие цифры». Давайте разберемся, что видят дети на экране и в чем опасность.

Компьютерные игры

Чаще всего играют в «стрелялки», – затягивающие компьютерные игры. Они развивают у детей агрессивность. «Каждая игра имеет возрастное ограничение, но маркировки, например, «12+» пока не увидишь ни в одной игре в интернете, – говорит Марина Куцак, менеджер проектов по безопасному интернету РОО СБН «Стеллит» (Санкт-Петербург). «В играх, особенно агрессивных, возникает чувство безнаказанности поступков, – продолжает Марина Куцак, – можно совершить понарошку “убийство”, “пустить кровь” и легко пережить собственную “гибель”, перезагрузив компьютер и начав все сначала».

Одна из самых популярных «стрелялок» – контр страйк (counter-strike, англ. – контрудар) появилась в 1999 году и дожила до наших дней уже с модификациями. Некоторые, став геймерами в детстве, остаются ими и во взрослой жизни. Даже создав семью, они не перестают часами играть после работы. А семья страдает.

У геймера часто отсутствует эмпатия (греч., сострадание), сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Кроме того, они могут передавать своим детям модель поведения. Чем, скорее всего, займется ребенок, видя спину отца, прилипшего к монитору со «стрелялкой»?

Социальные сети

Компьютер внес поправки в понятие благополучные и неблагополучные дети. Сейчас все сложнее распознать неблагополучную ситуацию. Ведь внешне все выглядит безобидно: ребенок переписывается в социальной сети. Взрослому и в голову не приходит, что именно сейчас кто-то склоняет ребенка к непристойному контакту или к суициду. Знают ли взрослые, с кем общается ребенок? Подозревают ли они, что за маской сверстника скрывается взрослый, вынашивающий преступные намерения?

Виртуальная жизнь уводит детей от реальности. Можно создать десятки аккаунтов и вести разговор под выдуманным никнеймом. Можно разместить отретушированные фото и приукрасить свою жизнь.

В детской и подростковой среде подмена реальности виртуальностью заходит далеко. Считается, что если на твоих страницах в социальных сетях не появляется новых записей и фото, то с тобой ничего интересного не происходит. Дети стремятся помещать на своих страницах больше деталей своей жизни, демонстрируют, как они активны, отмечают свои передвижения – чекиняться (англ. chek-in,  отмечаться).

Надо ли объяснять, что такой избыток приватной информации привлекает преступников, которые с легкостью отслеживают материальный достаток, социальное положение семьи, местонахождение детей.

Опасное общение таится в популярных чат-рулетках (англ. chat, болтовня, легкий разговор). Общение происходит при включенной веб-камере, в режиме онлайн, что создает большую остроту ощущений, чем при переписке в социальных сетях. Можно беседовать со случайными собеседниками и видеть друг друга с помощью веб-камеры. Опасность в том, что такими «случайными собеседниками» могут оказаться маньяки и преступники, эксплуатирующие детскую неопытность и любопытство. В результате детей часто склоняют к обнажению, непристойным действиям.

Кибер-буллинг (подростковый виртуальный террор), получил свое название от английского bull – бык. В молодежном сленге появился глагол быковать. Дети иногда жестоки, но все же на личные оскорбления в глаза решаются не все, а делать гадости под прикрытием монитора соблазняются многие.

Как это происходит? Дети «живут в интернете», переносят туда все, что есть в реальности. А потом хвастаются количеством «лайков» (значков одобрения) под своим фото: «Смотри, и это только за один день!». Фаворитам в интернете достаются «лайки», а тем, кого выбрали в жертву буллинга – хамское приставание, ругательства, обидные прозвища.

Иногда все заходит очень далеко. Достаточно одного примера. Одноклассники 15-летней американки Джуди травили ее из-за ожирения. А потом создали сайт, посвященный ее избыточному весу и дате предстоящей смерти. У сайта нашлось много поклонников и несчастную девочку забрасывали сообщениями обо всех обновлениях на сайте.

Опасные сайты

В интернете дети встречают сайты, связанные с насилием. На этих сайтах могут размещаться видео, на которых засняты издевательства, мучения, смерть животных. Неокрепшая детская психика может сломаться. Может сложиться представление, что смерть – это не страшно. Ведь в интернете все можно остановить, нажав на клавишу «пауза».

Опасны сайты, склоняющие к религиозному фанатизму в крайних проявлениях. Есть и провокационные сайты, построенные по принципу «а тебе не слабо?» Они провоцируют детей на крайние поступки, вплоть до суицида, играя на их самолюбии и на неспособности отличить здравые действия от граничащих с безумством. Детей подталкивают доказать, что они не трусы, не слабаки, что они способны совершить опасное для жизни действие, заснять его на камеру и выставить для обозрения в сети как «геройство».

Рассказывает Ольга Колпакова, директор БФ «Развитие социальных программ “Галактика”» (Санкт-Петербург): «Наш фонд работает по программе “Остановим сексуальную эксплуатацию детей и подростков”. Мы знаем об этих преступлениях в интернете не понаслышке. Преступные взрослые “обхаживают” детей с сексуальными целями. Они посещают наиболее популярные детские сайты, умело подделываются под сверстников, знают их язык и увлечения.

Преступник постепенно собирает персональную и контактную информацию о ребенке. Он добивается, чтобы ребенок совершил действия непристойного характера перед веб-камерой или отправил свои откровенные фотографии. После этого преступник начинает запугивать жертву и требовать вступить с ним в физический контакт. Были случаи, когда преступник переправлял жертве мобильный телефон для персонального общения, скрытого от контроля родителей».

Как видите, интернет бывает страшен. Как избежать беды?

10 правил безопасного интернета

Марина Куцак, менеджер РОО «Стеллит» рекомендует правила, которые родители обязаны внушить детям.

  1. Если ты, находясь в интернете, почувствовал что-то неприятное, непонятное, смутившее тебя, обратись к родителям.
  2. Знай, что не все, что написано на сайтах в интернете – правда. Там много выдумок, опасной информации.
  3. Общайся в интернете только с теми, кого ты знаешь в реальной жизни.
  4. Не выкладывай в интернет свои личные данные. Нужно ли всему миру знать, как тебя зовут, и где ты живешь? Назовись вымышленным именем: литературным героем, героем фильма, выбери, что тебе ближе.
  5. Помни: все, что попадает в интернет, остается там навсегда. Можно удалить свое фото, но его уже скачали. Твоя неосторожность может обернуться бедой. Фото в бикини с легкостью превращается в непристойное и размещается на сомнительных сайтах.
  6. Выключай веб-камеру, когда ты закончил общение с друзьями. Если веб-камера не выключена, за тобой могут подглядывать.
  7. Совершай покупки в интернет только вместе со взрослыми и с их одобрения. Никогда не сообщай свой логин и пароль, как бы убедительно ни звучала просьба, ими могут воспользоваться мошенники.
  8. Знай, что не все люди в интернете на самом деле те, за кого они себя выдают.
  9. Все, что ты делаешь в интернете, ты можешь делать и в реальности. Тебе нравятся компьютерные «стрелялки», но ты можешь поиграть в пейнт-болл с ребятами. Можешь выбрать интересное событие: праздник в детской библиотеке, игру вроде «Форт Бойяр», встречу с волонтерами-сверстниками.
  10. Помни, что по ту сторону экрана сидит такой же человек как ты, с такими же чувствами. Обращайся с ним так же, как ты это делаешь в реальной жизни.

Что противопоставить виртуальной реальности?

Если ваш ребенок втянулся в виртуальную реальность, не отрывается от компьютера или смартфона, надо действовать. Особенно, если у него появляются проблемы с учебой (перестал делать домашние задания, появились плохие отметки). Проведенный опрос показал, что в семьях, где вовремя вводили запрет или лимит времени на компьютер, ребенок через несколько дней «приходил в норму» и сам сокращал время занятий с компьютером.

Найдите, чем занять и увлечь ребенка. Ощущения в реальном мире богаче – все можно услышать, потрогать, попробовать. Никогда еще не было такого богатого выбора организованного досуга детей. Поищите, обязательно найдется дело, занятие, которое захватит вашего ребенка.

Если ребенок будет проводить время насыщенно и полезно, то и в интернете он будет искать позитивную, полезную информацию. Если родители занимаются своими детьми, организуют активный досуг, совместные игры, прогулки, поездки, то опасность компьютерной зависимости снижается. Дети видят, что вокруг много интересного, что можно получать впечатления и ощущения не только у экрана.

И родители, и учителя должны быть на шаг впереди проблемы. Лучше профилактика, чем реабилитация. Большая проблема, если ребенок растет в семье, где родители – люди морально и психологически незрелые. Таким проще усадить ребенка за компьютер, чем играть с ним, придумывать занятия, читать и даже просто разговаривать.

Когда родители неинтересны ребенку – это беда. Бывает, родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то будто забывают об этом, позволяя ребенку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – ребенок поступает, как ему хочется.

Плохо и другое: большинство родителей мало знают о том, что у них есть большие возможности контролировать детей, оградить их от опасностей и неприятностей виртуального пространства. Взрослые не знают о федеральных сайтах, государственных программах безопасного интернета.

Советы родителям и учителям

Марина Куцак, менеджер РОО «Стеллит» дает советы родителям и учителям.

  1. Узнайте побольше об интернете. Зайдите на сайт «Дружественный рунет». Сайт работает при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Здесь собрано много полезных знаний для родителей и учителей.
  2. Установите на компьютер программу ГОГУЛ, которую вы найдете на сайте. Программа не позволит ребенку заходить на запретные сайты. При каждой попытке зайти на сайт сомнительного или опасного содержания компьютер будет выдавать «Ошибка 404». Следите за жизнью детей и подростков в интернете. Научитесь контролировать все сайты, на которые заходит ребенок, проверяйте его контакты.
  3. На сайте Лиги безопасного интернета вы можете оставить свое сообщение о противоправном интернет-контенте (детская порнография, пропаганда наркотиков, призыв к самоубийству, рекламу алкоголя и другое, что вам показалось подозрительным). О любых фактах коммерческой сексуальной эксплуатации детей вы можете сообщить по бесплатному и анонимному телефону доверия для детей, подростков и их родителей 8 (800) 2000-122. Звонок анонимный и бесплатный по всей России, при обращении ответит оператор вашего региона. Вам предоставят консультацию или скажут, куда обратиться за помощью.
  4. Очень важно, чтобы компьютер, используемый детьми, был надежно защищен с помощью хорошего антивируса и файервола. Убедитесь в том, что антивирус всегда обновлен. В противном случае преступники могут получить доступ к регистрационным данным и выкрасть материалы для последующего шантажа.
  5. Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где взрослые, занимаясь собственными делами, могут наблюдать время от времени за реакциями ребенка, когда он находится в интернете. Введите ограничения времени за компьютером. Заведите «семейный сертификат». Повесьте на видном месте лист с отметками времени, которое ребенок проводит за компьютером.
  6. Зайдите на детский развлекательный портал «Дети онлайн», созданный фондом «Дружественный Рунет» и Фондом развития интернета. Профессиональные эксперты помогают детям и консультируют взрослых в ситуациях, связанных с безопасностью детей в интернете. На сайт можно зайти вместе с ребенком, выбрать безопасные игры, раскраски, пазлы.
  7. Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой виртуально реальностью. Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра смс-сообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе. Отслеживайте виртуальную жизнь ребенка – ищите его имя в поисковых серверах. Помните, что выход в интернет не рекомендуется детям до 7-8 лет. Берегите физическое и психическое здоровье ребенка.
  8. Когда ребенок начинает гулять на улице один, ему нужно дать собственный мобильный телефон.
  9. Постарайтесь следить за первыми шагами ребенка в интернете. Родители должны объяснить ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо в компьютерном мире. В школе должны проводиться уроки интернет-безопасности. Нет специалистов – обращайтесь в благотворительные фонды, общественные организации, где работают специалисты. Они приедут в школу, в колледж. Зайдите на сайт РОО «Стеллит».
  10. Разговаривайте со своими детьми каждый день. Вовлекайте их в реальную беседу, в живой контакт. Смотрите вместе с ними фильмы, обсуждайте, читайте вместе вслух, и снова – разговаривайте.

Пусть компьютер остается для ребенка багажом полезных знаний. Пусть дети общаются со своими друзьями. Пусть играют в полезные, развивающие игры. А мы, взрослые, уведем их от опасностей, неприятностей, поможем сделать интернет хорошей, безопасной и очень нужной принадлежностью жизни.